С.Л. Скопкарева

 

«КНИЖНАЯ ПОЛКА» УЧАЩЕГОСЯ: К ПРОБЛЕМЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НАСЛЕДИЯ

В. КОРОЛЕНКО И Д. ГРАНИНА

 

       Методическая наука имеет очень важное значение в осмыслении проблемы читательского восприятия. Свидетельством тому  служат имеющиеся в значительном количестве программы по литературе для общеобразовательных учреждений.

       Современный учитель стоит перед проблемой выбора учебно-методического комплекта (УМК)  и, соответственно, программы по литературе. Так, в Программе литературного образования для 5-9 классов (М., 2005), подготовленной коллективом авторов под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана, предлагается изучение повести В. Короленко «В дурном обществе» в пятом классе. В ходе изучения данного произведения рекомендуется осмысление такого литературного понятия, как «портрет литературного героя». Такой подход позволит учащимся воспринять не только сюжетную оболочку произведения, но и проникнуть в психологию характера изображаемых героев, их поступков. Данный методический прием позволит учителю рассмотреть творческий феномен писателя многоаспектно, что, несомненно, раскроет  многогранность таланта мастера слова. На изучение данного произведения отводится четыре часа. Дефицит времени ставит учителя в ситуацию, требующую от него максимальной концентрации изучаемого материала, компрессии анализируемого художественного текста. Кроме того, рекомендуется для уроков внеклассного чтения изучение данного произведения в контексте зарубежной литературы: в сопоставлении с «Маленьким оборвышем» Д. Гринвуда. Такой методический подход даёт возможность для формирования кругозора учащихся и такой важной базовой для них компетенции, как смысловое прочтение художественного произведения в контексте мирового литературного процесса.

       Для учащихся девятого класса предлагается изучение одного из произведений В. Короленко по выбору. Право выбора предоставляется как учителю, так и  учащимся. Такой демократический подход демонстрирует уважение ко всем участникам образовательного процесса, что и позволяет говорить о личностно-ориентированном обучении, где приветствуются субъект-субъектные отношения.

       Осмысление творческого феномена В. Короленко, в соответствии с Программой  по литературе (5-9 классы) Г. Меркина, рекомендуется в шестом классе. Для обязательного рассмотрения предлагается произведение писателя «В дурном обществе». В контексте изучения вопросов теории литературы предлагается погружение в специфику жанра повести и художественной детали как структурообразующего компонента художественного повествования. Выработка внимания учащихся к тексту произведения посредством осмысления места и роли художественной детали – одна из главных задач учителя-словесника. Даже сцена знакомства двух героев – Валека и Васи – воссоздана В. Короленко психологически верно с учетом гендерной специфики (герои чуть не вступили в драку, что очень характерно для поведения мальчиков, утверждающих свои позиции силовым способом).

       Подобный подход в изучении повести В. Короленко можно встретить в Программе по литературе для 5-11 классов,  составителями которой являются Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

В Программе В.Я. Коровиной изучение вышеназванной повести предлагается в пятом классе, в восьмом классе рекомендуется рассмотрение его произведения «Мгновение», а в одиннадцатом классе – рассказа «Чудная». В этом же классе предлагается изучение творчества Д. Гранина в рамках темы «Городская проза». Отсутствие конкретной рекомендации по изучении творческого феномена Д. Гранина позволяет учителю самостоятельно произвести отбор интересующего материала, что расширяет диапазон его методических решений.

       Автор Программы по литературе (5-11 классы) Г.И. Беленький рекомендует изучение повести В. Короленко «В дурном обществе» в шестом классе, а в восьмом классе – рассказы «Парадоксы» и «Огоньки». Как видим, рекомендательный список, расширяется, появляется многообразие тем и произведений изучаемых авторов. Так в помощь учителю ведущим методистом предлагается оптимальный вариант «погружения» в художественное наследие писателя.

       В Программе по литературе Г.В. Москвиной, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной изучение художественного дарования В. Короленко планируется в шестом классе и лишь на материале IХ главы под названием «Кукла» (повесть «В дурном обществе»), на изучение которой отводится два часа. Такой методический подход обедняет, на наш взгляд, изучение хрестоматийного произведения писателя, поскольку рассмотрение его должно носить комплексный характер: в контексте единой сюжетной канвы художественного повествования.

Особым образом  обращает на себя внимание Программа Т.Ф. Курдюмовой, в которой изучение творчества Д. Гранина предлагается в аспекте «городской прозы» (11 класс). Но абсолютно не рекомендуется к рассмотрению  творчество В. Короленко, что огорчает.

       В программе для национальных общеобразовательных учреждений (5-11 (12) классы) под редакцией М.В Черкезовой в седьмом классе предлагается изучение повести В. Короленко «Слепой музыкант», а  в восьмом классе – изучение произведения «Последний луч» из цикла сибирских рассказов.

       В названных программах представлен обязательный и рекомендуемый минимум для обучающихся на средней и старшей образовательной ступени общего среднего образования. Все это направлено на расширение читательского диапазона современного школьника, чья книжная полка должна быть представлена не только литературным «чтивом» (фантастика, фентези, детектив, любовный роман и т.п.), оказавшимся столь привлекательным для юного читателя, но и  лучшими образцами художественного слова ХIХ-ХХI вв. Обзор имеющихся программ позволяет сделать вывод о том, насколько творчество В. Короленко и Д. Гранина стало хрестоматийным и  органично вошло в историко-литературный контекст обязательного школьного изучения. [1]. В Удмуртии есть традиции регионоведческого подхода к изучению короленковедческого наследия в учебное время и в формате конкурсов. [2-5]

         Список литературы

  1. Скопкарева С. Л. Детский мир в творчестве В. Короленко и Д. Гранина // Проблемы школьного и дошкольного образования: Матер. VI региональн. научно-практич. семинара «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений»: Научное электронное издание на компакт-диске. – Глазов: Глаз. гос. пед.ин-т, 2015.
  2. Закирова Н.Н. Первый Короленковский конкурс состоялся! Итоги конкурса творческих работ и методических разработок «Жизнь и творчество В.Г. Короленко в социокультурном пространстве Удмуртии»// Профессиональное образование в Удмуртской Республике: педагогический информационно-методический журнал. – Ижевск, 2014. – №2. – С.44-45.
  3. Закирова Н.Н. О конкурсе «В.Г. Короленко в социокультурном пространстве Удмуртии» // Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений: Матер. V региональн. научно-практич. семинара. – Глазов: Глаз. гос. пед.ин-т, 2014. – С.197-198.
  4. Закирова Н.Н., Чиговская-Назарова Я.А. Короленковский текст в билингвальном издании// Лингвокультурные феномены в коммуникативном пространстве полиэтнического региона: Материалы I Международной научной конференции  (Ростов-на-Дону, 5–7 ноября 2014 г.) / Под общ. ред. Е.А. Жуковой. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – С. 179-184.
  5. Закирова Н.Н., Чиговская-Назарова Я.А. В.Г. Короленко в образовательном пространстве Удмуртии // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: Сб. трудов по матер. VII Всероссийской научно-методической конфер. В 2 ч. Ч.1: Теория и практика анализа художественного текста. Чтение и актуальные проблемы литературного образования в школе и вузе. – М.: ФЛИНТА. 2015. – С. 161-166.



125413 г. Москва, улица Фестивальная, дом 46, корпус 1
Телефон: +7(495)453-8105, факс:+7(495) 456-3580, электронная почта: cbs2sao@yandex.ru

Яндекс.Метрика


Правительство города Москвы Департамент культуры города Москвы Префектура САО города Москвы Централизованная библиотечная система
северного административного округа


Разработка сайта