Семибратов В. К.

 

КОРОЛЕНКО В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ

 

С конца XIX в. в российской глубинке большой популярностью пользовались народные чтения, сопровождавшиеся показом через «волшебный фонарь» так называемых туманных картин.

Указывая на их значимость, бывший директор народных училищ Вятской губернии А. И. Анастасиев в 8-м издании своей книги  «Народная школа: Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ» (М.: Издание А. А. Ступина, 1912) писал:

«Чтения с туманными картинами, учреждаемые теперь во многих селениях, а не только в городах, имеют большое общественное значение. В деревне особенно необходимо устраивать их: здесь они являются естественным продолжением народной школы. Ведь мало дать уменье пользоваться книгою, нужно и за порогом школы предоставлять учащейся молодежи, растущему поколению народа духовную пищу, продолжая сообщение ему необходимых знаний. Народные чтения являются одним из наилучших средств для достижения этой цели. Знания, здесь приобретаемые, отличаются особенною ясностью и прочностью, так как проводниками их в народное сознание являются не только слуховые впечатления, но и зрительные: народ не только слушает чтения, но видит содержание читаемого на картинках. Отсюда несомненно, что чтения при хорошем лекторе, при умелом подборе материала и туманных картин могут иметь очень важное значение как воспитательное, так и образовательное. Они будут содействовать также отвлечению народа от пьянства и грубых удовольствий, ночных шатаний по улице, коим он предаётся за неимением возможности использовать отдых более разумно и нравственно».

Литература, рекомендуемая для народных чтений, обычно подразделялась их устроителями на отделы: 1) духовно-нравственный; 2) по русской истории; 3) по географии, этнографии и естествоведению; 4) общелитературный. Основу последнего, как правило, составляли сочинения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Д. В. Григоровича, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, И. С. Тургенева, С. Т. Аксакова, Ф. М. Достоевского, Вс. Гаршина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. П. Чехова, В. И. Немировича-Данченко, К. М. Станюковича, В. Г. Короленко, который в рекомендуемом А. И. Анастасиевым для народных чтений списке книг и брошюр представлен такими произведениями, как «Старый звонарь», «Приёмыш», «Сон Макара», «Невольный убийца», «Лес шумит», «Дети подземелья».

Находим сочинения В. Г. Короленко и в списке книг, рекомендованных для народных школ и читален Министерством народного просвещения.  Так, детям среднего возраста предназначены «Дети подземелья», впервые опубликованные в 1886 г. в журнале для детей «Родник» и выдержавшие огромное количество отдельных изданий.

Костромская исследовательница Е. В. Головань даёт этому произведению такую краткую характеристику:

«…”Дети подземелья” – авторский вариант рассказа “В дурном обществе”, обнажившего уродливые стороны общественной жизни, приведшей к смерти ребёнка. Смерть маленькой Маруси повлияла на отношения отца и сына, сблизив главных героев. Рассказ, написанный в романтическо-реалистической манере, имел автобиографическую основу и оказал определённое влияние на развитие детской беллетристической литературы, положив начало произведениям о бесприютных и беспризорных детях, живущих в тяжёлых условиях».  

Именно  с учётом этого влияния значимость писателя для воспитания подрастающего поколения убедительно обосновал Н. Н. Саввин, статья которого «Короленко в школе» была обнародована во 2-м номере «Педагогического листка» за 1914 г.

Здесь, в частности, говорится:

«Короленко весь целиком может быть дан в руки юному читателю. Для юношества нет другого писателя, который бы так, как Короленко, был нужен юноше в момент выработки мировоззрения. В известном “Сказании о Флоре” Короленко отчётливее, чем кто-либо, высказал свои взгляды и убеждения. Знаменитая молитва Менахема – настоящий символ веры, выраженный с поразительной силой.

“Пусть никогда не забудем мы, доколе живы, заветы борьбы за правду.

Пусть никогда не скажем: лучше спасёмся сами, оставив без защиты слабейших.

Пусть ни один наш удар не будет направлен против неповинного в насилии.

Пусть никогда не посягнём на святость чужих алтарей, помня поругание своих.

Пусть мысли наши сохраняют ясность, дабы направлять наши стопы по пути правды, а удары руки на защиту, а не утеснение.

Не отыми у нас, Адонаи, веру в торжество правого дела на земле”.

Ценность этической основы произведений Короленко для детской литературы в том и заключается, что у Короленко этичность органически слита с ходом рассказа, она не искусственно навязана ему. Короленко важен для детей своим оптимизмом: нет места у него усталости, душевной надломленности.

“Люди, собственно говоря, обязаны быть счастливыми”, – пишет Короленко в своём произведении “С двух сторон”.

Редкий писатель может так облагораживающе действовать на своих читателей, как Короленко: очищающий свет возвышенных этических норм льётся от его произведений».

Лучше, пожалуй, и не скажешь.

 




125413 г. Москва, улица Фестивальная, дом 46, корпус 1
Телефон: +7(495)453-8105, факс:+7(495) 456-3580, электронная почта: cbs2sao@yandex.ru

Яндекс.Метрика


Правительство города Москвы Департамент культуры города Москвы Префектура САО города Москвы Централизованная библиотечная система
северного административного округа


Разработка сайта