Александр Александрович Лекомцев

Студент Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко.

Н.В. Гоголь и  В.Г. Короленко

       В короленковедении проблема внутрилитературных связей относится к числу традиционных. Однако литературные связи писателя с Гоголем пока не могут считаться досконально изученными.[1]
       Жившие в разное время, эти писатели  составляют непреходящую ценность русской культуры. Земляки-малоросы по происхождению, две Личности, чьи художественные творения  живут вне времени и пространства, они заслуживают компаративистского изучения в самых разных аспектах.
       Первую параллель можно обнаружить в происхождении Гоголя и Короленко. Их генеалогическое древо, генетические корни свидетельствуют, что в жилах обоих писателей текла русская, украинская и польская кровь.
Гоголь родился в 1809 году в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство он провел в Васильевке, в поместье своего отца. Это была земля, переходившей из рук в руки. Крымский хан и русский царь спорили из-за неё, польская, шведская, литовская речь звучала в этих краях. Предки Гоголя то переходили на сторону Варшавы, то на сторону Москвы. И в двойной фамилии писателя – Гоголь-Яновский – слышится эта смесь. «Гоголь» –  прозвище птицы, селезня, франта (из кличек и прозвищ рождались казацкие фамилии). «Яновский» – веет чем-то польским. «Мои предки, – любил говорить дед писателя А.Д. Гоголь-Яновский, – польской нации». Но в письме к матери от 6 февраля 1832 года он просит адресовать ему письмо, как «просто Гоголю», потому что «кончик» фамилии он не знает, «где делся»: «Как бы то ни было, только я нигде не известен здесь под именем Яновского...»
       Короленко же родился уже после смерти Гоголя в 1853 году в городе Житомире Волынской губернии. И этот край был разноплеменным. В сёлах жили польские помещики и крестьяне-украинцы, в городах основное население составляли частью поляки, частью украинцы и русские.
       Основы будущей творческой деятельности обоих писателей формировались в гимназические годы. К этой поре относятся гоголевские первые пробы  пера и выступления в амплуа актера-комика. И Короленко именно в гимназии проявил осмысленный интерес к искусству, к русской литературе и «большой человеческой мысли».
       В биографии Гоголя и Короленко можно выделить одно существенное совпадение: это их причастность к так называемым «беспорядкам», «бунтарству». У Гоголя – «дело о вольнодумстве», у Короленко – «академический инцидент». В «деле о вольнодумстве», которое заключалось в несправедливом отношении преподавателя, формально Гоголь не пострадал, он был причислен к «вольнодумцам» косвенно. Но именно из этого дела он вынес свое первое горькое ощущение того, что лучшие намерения и желания, притом вполне законные, отнюдь не «бунтарские», могут встречать непонимание, стать предметом вольного или невольного искажения, клеветы, жестоких нападок. Короленко же в «академическом инциденте» в студенческие годы обрёл свое призвание к стремлению самоотверженно и смело отстаивать справедливость.
       Итак, в биографиях Гоголя и Короленко можно выделить ряд поразительных совпадений. Рождение, детство и юность писателей связаны с Украиной, оба росли и воспитывались в многонациональной и поликультурной среде. В жилах обоих авторов текла русская, белорусская, казацкая и польская кровь. Украинская земля, богатая народными традициями, дала Гоголю большой материал для его последующего творчества. На Короленко же больше влияла русская и польская культура, хотя интерес  к украинской культуре, языку, фольклору Великороссии был неослабевающим. Здесь же, в Украине (в Полтаве) он провёл последние годы своей жизни и нашёл свой последний приют.
       Неслучайным совпадением в судьбах является занятие обоих писателей в педагогической сфере. Именно в период своей жизни, когда Гоголь профессионально был занят преподаванием истории, он создает «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделавшие его знаменитым. Общение с детьми, чтение и обучение их позволяли в вятской и сибирской ссылке Короленко найти богатый материал для многочисленных детских образов и создания произведений для юного читателя, что подчеркивало его гуманизм и демократизм.
       Литературные связи писателей не бросаются в глаза. Однако исследование истоков формирования их эстетических взглядов и творческих принципов убеждает в родственности короленковских позиций с гоголевскими.[2]
       Короленко был знаком с творчеством Гоголя, он считал его выдающимся писателем и высоко ценил его реализм, посвятил своему предшественнику страницы «Истории моего современника» и обстоятельную  статью «Трагедия великого юмориста».
Сопоставление эстетических воззрений писателей позволяет выделить элементы сходства и особенности их творческого метода. Прежде всего оба писателя на первый план ставили объективность в изображении окружении окружающей действительности. Но Гоголь приходит к реализму, отдав дань романтической поэтике в начале творческого пути. Символика и абсурдность положений и образов характерны и для его зрелого творчества. «Гоголевский период» оказал влияние на всю русскую литературу, на формирование художественных воззрений Короленко в том числе. Его творческая эволюция от «критического» реализма к «романтическому» реализму, в котором важную роль играют домысел, романтика героизма, символика и лиризм, отнюдь не копирует гоголевскую систему, но несёт на себе отдельные черты её традиций. Преемственность с гоголевскими традициями проявляется в художественной практике В.Г. Короленко.
       В творчестве Гоголя и Короленко можно отметить ряд перекличек. Чуткие к проявлению несправедливости в любом виде, Гоголь и Короленко реалистически изображают окружающую действительность. Однако Гоголь чаще обращается к описанию высшего света, в то время как Короленко основное внимание уделяет проблемам народа. Писатель выискивает именно в народной среде потенции героизма и первоначальных стремлений к нему. На тематическом уровне Короленко с Гоголем объединяет внимание к проблемам «маленького человека», выбора жизненного пути, национально-освободительной борьбы украинского народа. Но, несмотря на тематические совпадения, произведения писателей с различными социальными взглядами отличаются и идейной трактовкой и манерой художественного воплощения, хотя гоголевские традиции в наследии Короленко бесспорны.
       Типы творческих связей между Короленко и Гоголем, выявленные в ходе конкретного сопоставительного анализа ряда произведений, можно определить как типологические, так и историко-генетические (контактные и контрастные по своему характеру).
       Конечно, тема «Гоголь и Короленко» неисчерпаема. В её освещении важен учёт всех возможных связей в комплексе. Наше исследование посвящено прежде всего  биографическим и литературно-типологическим аспектам этих внутрилитературных связей.[3] К числу перспективных направлений можно отнести специальные исследования по сопоставлению проявлений комического в творчестве писателей, их фольклоризма, анализ автобиографических произведений, образов художников, проблемы провинциализма и другие аспекты, темы и образы. Всё это в целом будет способствовать постижению как творческой общности, так  и художественной неповторимости каждого писателя.

Список литературы

1. Закирова Н.Н. Н.В. Гоголь и В.Г. Короленко// Закирова Н.Н. В.Г. Короленко и русская литература: Семинарий.– Глазов, 2010.– С.58–61.
2. Киченко А. В.Г. Короленко о Гоголе и проблемы рецептивной поэтики // VI Короленківські читання: Зб. наукових праць.– Полтава, 2007.– С. 73–75.
3. Труханенко А.В. О трагедии Гоголя по-разному  (от В. Короленко до Е. Маланюка)// Гущина-Закирова Н.Н.,  Труханенко А.В. Этюды о жизни и творчестве В. Г. Короленко  – Львів, 2009.– С. 199–224.




125413 г. Москва, улица Фестивальная, дом 46, корпус 1
Телефон: +7(495)453-8105, факс:+7(495) 456-3580, электронная почта: cbs2sao@yandex.ru

Яндекс.Метрика


Правительство города Москвы Департамент культуры города Москвы Префектура САО города Москвы Централизованная библиотечная система
северного административного округа


Разработка сайта